Мы находимся в тесной комнатушке в глубине Эльфийских руин. Лучник,
воин и я. У меня 15 уровень — еще не клирик, еще не боевой маг, а
просто нахальный мальчишка, выучивший парочку формул лечения и умеющий
убивать лисичек порывом ветра. Они накинулись сразу и со всех сторон —
скелеты, какие-то крысы ростом с человека, летающие демоны... Моя роба
превращается в лохмотья под их когтями, я бегу, наворачиваю круги
вокруг лучника, который со странным хладнокровием всаживает в
наседающую нежить одну стрелу за другой... Временами я делаю паузы и
применяю Battle Heal — лучшее, что есть в моем арсенале. Я стараюсь
подлечивать не столько себя, сколько лучника и воина — ведь им тоже
приходится несладко... Я бегу, мне нельзя останавливаться... Сколько
раз... Сколько сотен раз мне придется делать это в будущем... Но пока я
об этом не догадываюсь... Я бегу и лечу... Бегу и лечу...
Это важно: первые несколько уровней вы без
проблем сделаете, не заряжая в ваш посох Non-Grade Spiritshots.
Начальные монстры слабы и не оправдывают вложений аден в их покупку.
Определить, зарабатываете вы деньги или тратите, просто: посчитайте,
сколько зарядов расходуется на убийство той или иной зверушки, и потом
отнимите эту сумму от тех денег, которые вам эта зверушка принесла. Не
забывайте, что разные виды магического оружия потребляют разное
количество зарядов. Иногда вам может быть вполне выгодно охотиться не с
Blessed, а с обычными Spiritshot. Это особенно актуально при нехватке
средств. Если же денег у вас пруд пруди, забивайте свою куклу Вуду
зарядами по самое не балуйся и наслаждайтесь мощью максимизированного
Wind Strike. Полоска опыта будет вам благодарна.
Забавная вещь, однако, заключается вот в чем. Ваши первые 20 уровней —
это единственное время, когда вы почувствуете себя «чистым» боевым
магом. И хотя Wind Strike и Vampiric Touch послужат вам еще не один
уровень, их значение будет постепенно снижаться, пока не упадет
практически до нуля. Очень скоро ваша судьба изменится. Божественная
сила вольется в мечи, топоры и луки других людей... А вы... Вы будете
всего лишь проводником этой силы... Став седобородым старцем и получив
во владение самые мощные усиливающие заклинания, вы наверняка вспомните
те беззаботные дни на острове, который говорит...
Но это все в будущем. А пока что мы подобрались к 19 уровню, и настало
время сдавать квест на первую профессию, как и полагается всем
порядочным 19-уровневым персонажам. Идея квеста — борьба с запрещенной
литературой, подрывающей устои официальной церкви, — этакая инквизиция
on-line. Стоптав несколько пар Non-Grade-сапог в постоянной беготне от
одного священника к другому, вы изымете из обращения все неугодные
тексты и возьмете «подписки о ненаписании» ничего подобного в будущем.
В награду за старания вы станете не каким-то банальным боевым магом, а
клириком — надеждой и опорой для всех, кто будет бегать с вами в одной
группе.
Одинокий волк или душа компании
Пой, пой, лира, о бездуховности клира...
Борис Гребенщиков
Преисполнитесь духом древних святых, полюбуйтесь на интереснейшие
заклинания, появившиеся в списке ваших умений, и... Крепко задумайтесь
о том, что вам делать дальше. В отличие от мага, которому главное —
роба получше да посох помощнее, перед новорожденным клириком
открывается множество вариантов дальнейшего духовного роста. Чтобы
понять, какой выбор подойдет нам лучше всего, для начала будет неплохо
ознакомиться с теми навыками, которые вы получите с 20 по 40 уровни.
Battle Heal
Закончив карьеру мистика всего лишь с тремя уровнями этого заклинания,
вы получите его 15 уровень на своем 35-м. Я не зря поставил это умение
первым — как в групповой охоте, так и в соло именно оно не раз спасет
жизнь вам и вашим друзьям. Преимущества этой магии: высокая скорость и
мощное восстановление здоровья. Недостаток, пожалуй, один — большой
расход маны на высоких уровнях. В частности, Battle Heal 15 будет
стоить 78 единиц магической энергии. Впрочем, при грамотном выборе
локации вам не придется непрерывно лечить, а к тому же ваш собственный
запас маны будет пополняться от уровня к уровню. Не забывайте о Blessed
Spiritshots.
Это интересно: зажав клавишу Ctrl, вы можете
лечить несчастных зверушек, избиваемых каким-нибудь очередным охотником
за опытом. Представьте эту картину: воин на последнем издыхании
добивает какого-нибудь каменного гиганта и тут вдруг видит, что полоска
жизни монстра начинает стремительно расти. Очень неприятный сюрприз, не
так ли? Ну что поделать — может, этот клирик злой, а может, он просто
защищает редкие виды фауны. Правда, учтите: полечив монстра, вы станете
фиолетовым, после чего вас можно будет безнаказанно убить. Если,
конечно, тот монстр не догрызет вас всех раньше.
Group Heal
Как следует из названия этого заклинания, оно действует на всех членов
вашей группы (при этом они должны находиться в зоне видимости). Сразу
могу сказать, что, если вы бегаете вдвоем или втроем, оно особо не
пригодится. Его мощность значительно ниже, чем у Battle Heal, кроме
того, оно раза в три медленнее работает и требует больше маны.
Единственная ситуация, когда оно может быть полезно, — подлечивание
большой группы в паузе между сражениями. При этом соотношение «затраты
маны/восстанавливаемое здоровье» будет неплохим, а высокая скорость
будет не важна.
Shield
На 25 году своей жизни вы получите второй уровень этого защитного
умения. Третий станет доступен лишь на 44-м. Кроме непосредственного
увеличения брони этот навык также экономит вашу ману. Ведь чем меньше
урона получают ваши сопартийцы, чем реже вам придется их лечить. Если
же вы будете бегать в одиночку, оно станет просто необходимым.
Might
«Мощь» второго уровня станет доступна, как только вы станете клириком.
Она пригодится не только лучникам и воинам, но и вам самим, если вы
захотите подраться в ближнем бою. На магов это можно не навешивать —
мана, чай, не казенная.
Acumen
В переводе — сообразительность или смекалка. Не знаю, станет ли ваш
персонаж сообразительнее, но вот скорость магии после применения этого
навыка у вас заметно подрастет. Классическое начало боя группы, в
которой есть клирик, — наложение на всех воинов и магов усиливающих и
защитных заклинаний. Однако не забывайте, что первым делом вам нужно
повысить свою собственную скорость с помощью Acumen. После этого вы
значительно быстрее справитесь с работой по усилению остальных
сопартийцев. Интересно, что это умение пригождается не только магам
(хотя они будут благодарны в первую очередь), но и воинам, умеющим
вампирить, ведь вампиризм — это магическая атака. Не обделите их при
раздаче «подарков». Однако тем, кто магией пользоваться не намерен,
например гномам, Acumen не полагается. На 20 уровне вы изучите первую
ступень этой магии, а вторую — только лишь на 35.
Это важно: при наложении на ваших соратников
«мощи», «щита» и прочих приятностей не забывайте отключать зарядку
spiritshot’ов. Вся разница в десятке «усилений», примененных со
spiritshot’ами, — это зря потраченные деньги. А вот брони или силы
больше не станет.
Concentration
Обычные маги тоже умеют повышать свою концентрацию, но на 30-м вы
получите второй уровень этого умения, что весьма пригодится как
светлым, так и темным колдунам. Не забывайте и про себя: если монстр
собьет ваше заклинание лечения, когда кто-нибудь (или вы сами) будет
почти при смерти, всем станет грустно.
Wind Walk
Движение, движение и еще раз движение. Кто постоянно перемещается,
остается жить, кого догнали — съели. Заклинание Wind Walk (первый
уровень на 20-м, второй на 30-м) пригодится всем. А о том, сколько
денег вы сэкономите на зельях скорости (haste potion), я вообще молчу.
Это важно: когда вы выходите из города,
отправляясь на очередную охоту, нет нужды сразу обвешивать всех членов
группы разноцветными значками вспомогательной магии. Wind Walk —
исключение. Ускоряем всех — и вперед. По приходу на место накидываем на
воинов и лучников все остальные плюшки.
Focus
Этот навык увеличивает шанс нанесения критического удара. Лучники будут
на седьмом небе от счастья. Ведь их критические удары... Хм. В общем,
это очень больно. Столкнувшись с вражеским лучником, вы почувствуете
это на себе. Если вы бегаете в группе как маг поддержки, можете не
вешать этот навык на себя — вам он, что келтыру грабли. Боевые маги
тоже обойдутся.
Resurrection
Ценность этого умения — вовсе не экономия на свитках воскрешения, как
кто-то может подумать. Умирая, мы теряем заветные проценты, которых нам
так не хватает для перехода на следующий уровень. При использовании
обычного свитка мы просто оживаем, а если нас воскрешает клирик, мы еще
и восстанавливаем 10% или 20% от потерянного опыта. Приятно, не правда
ли?
Mental Shield
Суть этой магии — повышение сопротивляемости к обездвиживанию, страху
и, что особенно важно в PVP, усыплению. На первом уровне этот навык еще
слабоват, да и при охоте на монстров он нужен не часто. Однако если ваш
клан сражается с себе подобными, сие заклинание очень и очень поможет в
борьбе с вражескими магами. Ведь их любимая тактика — усыпить
кого-нибудь, а потом сделать с ним что-нибудь страшное. Если этот
кто-нибудь — чужой и злой человек, то пусть усыпляют, туда ему и
дорога. А если это, например, ваш лидер клана? Вот тут-то клирик и
прочтет свое веское антисонное заклинание.
Dryad Root
Что может быть приятнее агрессивного монстра, который не может
сдвинуться с места? Ну, разве что такой же монстр, который только что
умер. Заклинание «Корень Дриады» не убивает, не калечит — оно просто
запутывает ноги противника. После этого его можно спокойно
расстреливать из лука, бить магией или просто убраться от него
подальше. Начиная с 25 уровня вы будете получать три таких навыка
каждый раз при получении новых заклинаний. Учтите, что поначалу корни
будут работать слабо, а запутать ими монстров, которые на много уровней
выше вас, особо не надейтесь. Но зато когда этот навык разовьется...
Имейте в виду, что применить его в PVP можно, только если ваш противник
«фиолетовый» или «красный».
Resist Fire
Неплохое защитное заклинание. Пригождается при охоте на драконов или
других огнедышащих тварей. Также помогает в PVP против человеческих
магов (Human Wizard и Sorcerer) — ведь они любят поджаривать своих
врагов.
Regeneration
Здоровье персонажа, на которого наложено это заклинание,
восстанавливается быстрее, что не может не радовать. Правда, получаете
вы этот навык только на 35 уровне. Пригодится всем, особенно
«контактникам».
Это опасно: если вы наложите какое-нибудь
полезное заклинание на «красного» персонажа, то сами станете
«фиолетовым». Ну не положено тут помогать убийцам — вас сразу норовят
записать в его сообщники. Посему, если какой-то краснючий воин, лучник
или маг попросят кинуть на них buff, хорошенько подумайте. Не
исключено, что вы сразу же станете его очередной жертвой.
Berserker Spirit
Замечательное заклинание. Одним взмахом посоха вы увеличиваете как
магическую, так и физическую атаки, а также их скорость. Минусы? У
вашего подопечного понижается броня. Хм, но ведь у него есть вы — если
что подлечите. Что касается магов и лучников, этот минус будет для них
малозаметен, ведь их тактика боя — не вступать в близкие отношения с
монстрами.
Holy Weapon
Это умение увеличивает урон, наносимый нежити. Влияет только на
физическую атаку. Если у вас с вашим приятелем лучником есть выбор,
куда идти — на мертвых или на живых, выбирайте мертвых. Ведь у клирика
есть «святое оружие».

Disrupt Undead
А это, дорогие друзья, не усиление и не защита. Перед нами самая
сильная боевая магия клирика — «уничтожение нежити». Кроме высокого
урона по всяким зомби и скелетам отмечу также высокую скорость
применения — 2,5 секунды. В общем, это отличный боевой навык,
позволяющий клирику дорасти до 40 уровня, занимаясь очищением мира от
противных мертвяков. А в сочетании с Blessed Spiritshots и Acumen
получается просто замечательно.
Light Armor Mastery
Если боевой маг, например Spellhowler, наденет легкую броню, ему прямая
дорога в цирк, людей смешить. Броня-то увеличится, но скорость
колдовства упадет настолько, что аж страшно. Другое дело клирик! Навык
ношения легкой брони может вам очень пригодиться. Как именно? Я как раз
собираюсь об этом рассказать.
Как я уже упомянул выше, у клирика есть несколько вариантов развития.
Две главных ветви — это охота с сотоварищами или одинокие странствия.
Как мы видим из списка умений, наш персонаж просто рожден, чтобы
помогать другим. Не должны же все эти полезнейшие усилялки и укреплялки
потребляться в одиночестве! Мы будем лечить, помогать и следить за
ситуацией на поле боя, а валить монстров предоставим другим, специально
предназначенным для этого персонажам.
Как стоит экипироваться в групповых развлечениях? Начнем с оружия.
Никто не спорит, что Demon Fangs +3 лучше, чем Apprentice Rod. Другой
вопрос — есть ли у вас несколько лишних миллионов. Если их нет, не
беда. Берем в ручки какую угодно волшебную палочку (главное, чтобы в
нее заряжались Spiritshot) и бодро бегаем вместе со всеми. А ведь
действительно — от нас требуется усиление, которое не зависит от силы
магии, и лечение, которое от нее тоже не зависит. Правда, тут есть один
важный момент. Bsps-D купить гораздо легче, чем Non-Grade, поэтому,
если вы не организуете постоянный приток Non-Grade Spiritshot, у вас
будут проблемы с качественным лечением. В таком случае ваш выбор —
самое дешевое оружие D-класса.

Туника и штаны. Вот тут будет неплохо запастись чем-то получше, ведь
нам понадобится мана. «Мифрилл», или, как его называют в народе, banana
set, будет очень кстати. Главный недостаток — немножко бомжеватый вид,
но ведь мы собираемся не на показ мод, а на войну. Если вы где-нибудь
разживетесь мифрильными перчатками (elven mithrill gloves), будет
просто отлично — вкупе с туникой и штанами они увеличат скорость
колдовства (+1 Wit). Нет перчаток — не беда. Достаем из сундука верно
послуживший нам Devotion Set (туника, штаны и leather helmet), и вот,
пожалуйста — 15% прибавка к скорости магии. Даже если вы уже оделись в
D-grade, Devotion пригодится вам для более шустрого наложения
заклинаний на соклановцев. Впрочем, бегать в нем около монстров с
большими дубинами уровня 30—40 опасно. Брони — кот наплакал.
А вот другой вариант, тоже вполне симпатичный. Покупаем Demon Fangs.
Приобретаем Knowledge Set. (Главное — найти перчатки, их нет в
магазине.) Получаем 10% прибавку к силе магии плюс сам Demon Fangs — не
самое плохое оружие на 20 уровне. Бегаем в группе и помогаем не только
лечением и усилением, но и боевой магией. С Клыками Демона в руке даже
самый завалящий Wind Strike еще послужит вам не один уровень.
С таким же наборчиком мы можем спокойно охотиться и в одиночку. Сначала
бьем зомби в Ruins of Despair. Потом перемещаемся в Execution Grounds.
Живущие тут зомби уже потолще, но и опыта дают больше. Wind Strike
убивает ползучих големов. Есть еще и деревья — это тоже нежить. Однако
они тоже где-то выучили Dryad Root и нагло этим пользуются. Так что
будьте начеку. Аналогичные деревья более высокого уровня можно найти в
Sea of Spores. В общем, если задаться целью достичь 40 уровня, убивая
нежить, это вполне осуществимо. Единственное неудобство — кроме нежити
в этом мире есть и другие, хоть и живые, но очень неприятные существа.
В таких ситуациях спасают Wind Walk и Battle Heal. Отбегаем,
подлечиваемся, бьем магией — повторить до «готовности» монстра. Не
забывайте снимать Knowledge gloves на отдыхе или при длинных пробежках
(они замедляют регенерацию маны).
Еще одна возможность для развития клирика — хороший лук. Кидаем на
монстра Dryad Root и расстреливаем. Некоторым так делать нравится. Мне
— нет. Чем делать из себя лучника, лучше просто взять с собой
настоящего.
Хороводы смерти
Мне 34 года. Мой спутник — 48-летний Hawk
Eye. Мы пробрались в долину драконов — вся моя надежда на него, а его —
на меня. Когда лучнику надоедает избиение одиноких безголовых рыцарей и
скелетов, он решает повеселиться. Пробегая мимо очередного скопления
скелетов, он увлекает их за собой... На хвосте уже пятеро, еще трое
Headless Knights, еще скелеты, еще рыцари. Он делает вокруг мня один
круг за другим, а за ним — Боже, я, конечно, люблю Undead, но не в
таких же количествах. Начинается отстрел... Остановка, выстрел, и он
опять бежит... Н-да, быстрые ноги, высокое уклонение и мое лечение не
дают ему погибнуть. Я боязливо держусь поблизости, все мое внимание на
его полоске здоровья. Несколько «безбашенных рыцарей» вдруг
заинтересовались моим присутствием — и вот это совсем некстати. «Меня
нельзя бить, я не для этого!» — но они, похоже, меня не слышат, ах да —
головы-то нет. Теперь уже я наматываю круги вокруг моего партнера по
истреблению мертвяков... Еще несколько секунд, пара критических
выстрелов — и поляна пуста... Впрочем, это ненадолго.
Клирик и все-все-все
Так уж вышло, что моим постоянным спутником по игре стал лучник (Hawk
Eye). Вариант получился очень симпатичный и взаимовыгодный. «Фокус»
повышает шанс критического удара, что для лучника просто замечательно —
ведь у него колоссальный урон. Его не нужно часто лечить, потому что
его тактика «отбежал/выстрелил» не дает монстрам шансов заняться им
вплотную и серьезно. В итоге экономится моя мана. Он атакует с большого
расстояния, в результате чего может всегда подстраховать клирика, если
за тем увязались какие-нибудь зловредные твари. Воин на его месте может
просто не успеть добежать. В локациях с засильем нежити нам особенно
хорошо вместе. Мой Disrupt Undead и Holy Weapon на его луке не
оставляют мертвечине ни малейшего шанса. Он и так быстро бегает, но под
эффектом Wind Walk догнать его становиться прямо скажем нелегко. Если
проходит Dryad Root, лучник просто тает от счастья — это уже не PVP, а
тир. Ну и, конечно, ему очень нравится Might и Berserker Spirit. Лучник
— лучший класс в PVP, поэтому рядом с ним спокойно.

Из опыта совместных действий с другими персонажами могу сделать следующие выводы.
* Воины. Если у них слабая броня, то лечить вам не перелечить.
Как-то раз я взял двух богатырей на совместную прогулку в Execution
Grounds. В итоге я таки не успел их вылечить и они остались там,
посреди шагающих деревьев. Даже если броня хорошая, контактный стиль
боя все равно потребует постоянных расходов маны на оздоровление.
Вообще, мечники — обделенный класс в Lineage II. Относительно
интересный вариант — они начинают, после чего вы присоединяетесь с
«дуалами».
* Боевые маги. Интересный вариант благодаря Acumen и Berserker Spirit.
Привыкли беречь свое здоровье, поэтому не нуждаются в постоянном
присмотре. Высокий dps (damage per second). Совместные походы на Undead
— сплошное удовольствие.
* Клирики. Два клирика — это что-то. Вспоминается поход на Schacle’ов.
Я клирик 34 уровня. Она тоже. Бедные зверушки, они просто не могли нас
убить — ведь клирики постоянно лечат друг друга. Возможно, не самая
эффективная группа, но веселая до икоты.
Но все-таки лучник уровней на 5—10 выше вашего клирика... Это он. Наш выбор.
Венок советов
* Изучите потребности разных классов и кидайте на них именно те
заклинания, которые им нужны. Таким образом вы сэкономите время и ману.
* Не спешите лечить вашего соклановца, как только его полоска жизни
слегка уменьшилась. Помните, что его здоровье постепенно
восстанавливается само, а Battle Heal требует немалых вложений энергии.
Наблюдайте за ситуацией. Если жизнь вашего спутника все время
колеблется от 80% до 100%, это значит, что вы как лекарь ему пока что
не нужны. И наоборот, если здоровье начинает уменьшаться очень быстро и
норовит перевалить за половину, лечите немедленно и не забывайте про
Blessed Spiritshots. Если вы оба сильно изранены, а монстр тоже при
смерти, лечите не себя, а вашего соратника. Помните, что, если он
умрет, оставив вас посреди агрессивных монстров, вам, скорее всего,
тоже не жить. Это особенно актуально, если вам помогают расти в
«запредельных» локациях. Если же он выживет, то сможет потом воскресить
вас, а одна смерть лучше, чем две. В общем, не будьте эгоистичны.
* Если за вами погналось какое-нибудь опасное чудище, не убегайте
далеко. Двигайтесь вокруг вашего партнера, чтобы он смог вас спасти.
Если он в этот момент сам занят, просто продолжайте бегать вокруг него
и одновременно подлечиваться.
* Не забывайте о своей боевой магии — Wind Strike и Vampiric Touch.
Если у монстра осталось совсем мало жизни, добивайте. Этим вы поможете
партнеру, сэкономите его здоровье, Soulshots и собственную ману.
* Не накладывайте заклинания за деньги. Это опошляет саму идею вашего
персонажа. Гораздо лучше потратить сотню маны и заработать хорошего
знакомого, чем 10 тысяч аден и презрительное отношение. Клирики,
бегающие по городу и предлагающие свои услуги за деньги, — по сути, те
же попрошайки.
* Подходя поближе к 40 уровню, составьте список нужных вам магических
книг для Prophet’a. Озадачьте своих соклановцев и всяческих знакомых.
Пусть выбивают. Эти же книги потом спасут им жизнь. Порекомендую
хороший сайт — l2dc.onlinewelten.com, на котором вы сможете узнать, из
каких именно монстров выпадают те или иные книги.
* Ваши шансы в PVP — Sleep, Dryad Root, Battle Heal. Воина можно
заплести и расстрелять из лука. Теоретически. Магу можно сбить
заклинания мечами и порубать на кусочки, в процессе подлечиваясь. Опять
же, в теории. Но лучший и самый практический вариант PVP — хорошая
группа из воинов и магов, которая сделает все это за вас. А вы в случае
чего их подлечите. Вы — клирик.
Вторая профессия
Подробное описание сдачи заданий на вторую профессию может с легкостью
занять отдельную статью. Сдать их совсем несложно — нужно просто с
маньяческим усердием выполнять все, что повелят вам проскриптованные по
самые уши NPC. Терпения вам.
Пророк или епископ
Prophet 70-го уровня — ну надо же с кем-то бегать.
Щитовая реклама, Giran Castle Town

Prophet (пророк) или Bishop (епископ) — два варианта после 40 уровня.
Главные отличия между этими классами: у Prophet’a развивается
усилительная и защитная магия плюс Dryad Root, а у Bishop’a — лечение и
более сильная «антимертвецкая» магия. Prophet — более агрессивен,
Bishop пассивнее. Prophet’a любят дразнить «buff-bot’ом», Bishop’а —
«heal-bot’ом». И ведь действительно: если первый накладывает
заклинания, то второй в основном лечит. Кого бы вы ни выбрали, вам
будут рады в любой команде. На высоких уровнях группа воинов,
собравшаяся в дальний поход без пророка или епископа, — уже заранее
мертвая группа. Правда, есть занятная особенность — после 40 уровня
Prophet может носить Heavy Armor.
Это ж надо — маг в тяжелой броне... Интересно будет попробовать...